НАВАДУРГИ И ЙОГА

Главная/Дурга/Наваратри/Навадурги и йога


ШАЙЛАПУТРИ

Деви Шайлапутри — это сама Кундалини, которая начинает свой путь вверх. Мы знаем, что в целом всё движение Кундалини от мудадхары до сахасрары — это движение Шакти на встречу с Господом Шивой. Кундалини, находясь в муладхара-чакре, пребывает в разлуке со своим Возлюбленным, Господом Шивой. И это наша Душа, которая пребывает в разлуке с Богом. Наша индивидуальная энергия, индивидуальная Шакти, разделенная с Вселенской Шакти и Вселенским Сознанием. Так было необходимо, чтобы началась космическая игра, чтобы развертывался этот исторический процесс, чтобы Господь Шива мог испытать опыт в различных ограниченных формах, в том числе в форме каждого из нас.

Когда Кундалини поднимается вверх, мы всё больше для себя открываем подлинную реальность, Бытие-Сознание-Блаженство. Когда мы почитаем Деви Шайлапутри и концентрируемся на Муладхара-чакре, мы проявляем свою волю, свою решимость. И начинаем путешествие к Господу Шиве и Матери Кали. Это непростой путь, впереди могут быть разные трудности и опасности, но самое важное — это отправиться в путь. Деви Шайлапутри отправилась в путь, и мы, если хотим покинуть этот океан сансары — должны последовать Её примеру и отправиться в это путешествие.

БРАХМАЧАРИНИ

Брахмачарини – Деви второй чакры. Это тот этап, когда мы отправились в путешествие, но нам надо стабилизировать нашу преданность и нашу посвященность.

Брахмачарини – это Деви Парвати, которая на протяжении 1000 лет придавалась суровый аскезе, постепенно всё более ограничивая себя в еде, в питье, она спала на голой земле, пребывала в самых не благоприятных условиях, терпела холод, голод, жару. Но тем не менее она не бросала свою садхану, она продолжала её для того, чтобы всё таки обрести своего возлюбленного Господа Шиву. У неё была очень устойчивая преданность и у неё была очень большая посвященность садхане.

Иногда, особенно на начальных этапах садханы, наша устремленность может зависеть от нашего настроения, а горячая преданность сменяться апатией. Но важно не бросать садхану. Поэтому мы обращаемся к Матери Брахмачарини, которая сама показала этот прекрасный образ и пример очень устойчивого бхакти и несокрушимой решимости.

Навадурги

ЧАНДРАГХАНТА

Чандрагханта – Деви манипура чакры и это тот момент в садхане, когда наша настойчивость, когда наш аскетизм, наша решимость начинают приносить плоды и у нас появляются некоторые особые способности, которых у нас нет в обычном состоянии.

Но здесь, на этой стадии, от садхаки требуется максимальная дисциплинированность и осторожность. Когда у нас открывается возможность сообщения с тонким миром, то возникают искушения. Поэтому здесь нужна дисциплина. И не случайно Чандрагханта это одна из воинственных Деви. То есть здесь мы должны противостоять различным искушениям, которые могут возникнуть у нас, когда тонкий мир открывается нам.

Манипура – это чакра воли. Даже благие божественные силы, возможности, которые у нас появляются, подвергают нас искушению использовать их в эгоистических целях. Кроме того, часто возникает желание остановиться в садхане, пользоваться теми способностями, которые мы обрели и не двигаться дальше. Поэтому здесь нам нужна твёрдая воля.

КУШМАНДА

Кушманда – Богиня, пребывающая в сердечном центре. Анахата чакра – это центр в котором находятся всевозможные эмоции, как положительные, так, к сожалению, и отрицательные. И часто они становятся барьерами не только в духовном пути, но еще и негативно сказываются на нашем физическое здоровье.

Поэтому очищение от них – это не только устранение барьеров в нашем духовном восхождении, но и это обретение физического здоровья и сил. Мы обращаемся к Деви Кушманде и концентрируемся на Анахата чакре. Анахата чакра это чакра которая стоит на середине пути, и она открыта для влияния сверху и снизу. С одной стороны – от нижних чакр, с другой стороны – от верхних. Поэтому мы должны быть особенно внимательным к тому, чем наполняется наше сердце – низшим или высшим.

Но сами мы не можем, конечно, не можем ничего сделать, только благодаря силе Деви мы можем что-либо совершить. Поэтому мы совершаем пуджу, читаем джапу, мы молимся Деви для того, чтобы она очистила. Для того чтобы в йоге что-то случилось там нужна синергия – то есть соединение двух действий – нашего усилия и милости Шактипата Богини. Когда они соединяются, тогда у нас есть успехи.


Такой путь проделываем мы в процессе Кундалини йоги и в процессе Натха йоги. И вот этот путь как бы в сжатом, конденсированном виде изображён в Наваратри.


СКАНДАМАТА

Уже само имя Богини говорит само за себя – это мать Господа Сканды. Среди остальных девяти Дург именно в этой форме Деви наиболее проявляет себя как мать. Конечно, здесь нам надо обратить внимание на то, кто собственно является сыном. Это могучий победитель асуров. И он не только победил внешних асуров, победа над которыми описывается как история в Пуранах, а он победил всех внутренних асуров, то есть как раз все те самые качества, о которых мы говорили вот только что на предыдущем этапе. Он уже победил и стал победителем. И поэтому он всегда молод.

Сканда овладел стихиями – панчбхутами и стал выше природных законов. Потому что природные законы они ведут к тому, что человек должен рождаться, стареть, болеть и умирать. Это естественные ход событий, естественный ход времени. А что такое йогический процесс? Это сверхъестественный ход, это движение в противоположном направлении, когда мы преодолеваем эти тенденции ради божественного, сверхъестественного. И тогда мы обретаем вечную молодость и контроль над всеми процессами, которые происходят в нашем организме.

И Ма Скандамата это Богиня вишуддха чакры. Вишуддха – это очищение. И как сам Господь Муруган очистил себя от всего сансарического – желаний, мыслей, чувств, также и на этом уровне у нас происходит очищение, потому что это последняя из чакр, которая соотносится с физическими элементами. Это уже Акаш – последний из пяти махабхут – физических элементов

КАТЬЯЯНИ

Катьяяни Богиня чакры третьего глаза – духовного Ока. Здесь мы уже непосредственно принимаем свою подлинную природу.

Здесь мы впервые непосредственно осознаём самих себя, осознаем свою природу и это понимание полностью трансформирует нас. Мы узнаем и о своей бессмертной душе, но в то же время, мы осознаём и все те кармы, которые удерживают эту нашу душу в плену сансары, которые удерживают нас в цикле причин и следствий.

кто такая Деви Катьяяни? Это та Деви, которая победила Махишасуру – демона Махишу. А какая была особенность Махишасуры? Он мог менять свою форму. И наша карма тоже все время меняет форму. Потому что в одной жизни мы накопили одну карму, мы её отрабатываем в следующей жизни, но, при этом, накапливаем еще новую карму. То есть наша карма, совокупность наших деяний, всё время меняется, но при этом она всё равно остаётся тем же демоном Махишасурой, который привязывает нас к циклу причины и следствия –  бхава-чакре, колесу бытия.

Когда у нас открывается духовное Око, мы можем видеть все эти кармы, которые нас удерживают, которые сковывают наше движение вверх, нас в нашем движении вверх. Но это не безнадёжная ситуация. Просто силой Деви, силой йоги мы можем преодолеть эти кармы, выйти за пределы кармической обусловленности.

И также в эти дни Наваратри мы приглашаем Деви чтобы она победила Махишасуру в нашей душе, чтобы он не мешал нам двигаться в нашем йогическом движении, нашем йогическом процессе дальше.


Каналы (нади) Шакти

КАЛАРАТРИ

Седьмая Богиня Каларатри. Сахасрара – это высшая чакра. Здесь растворяется барьер между нашей индивидуальной душой и Божественным духом, между Я и не Я, исчезает ограниченная частная индивидуальность. И это может быть страшный и пугающий процесс, поэтому Каларатри может выглядеть пугающе. Нам может быть страшно потерять свое Я, свое эго, к которому мы привыкли.

Эта Богиня, с одной стороны, она создает впечатление устрашающей, несущей смерть, печаль, но с другой стороны, на самом деле как раз Она и помогает нам победить печаль, боль и страх. Она помогает нам перейти от тьмы к свету, от страха к бесстрашию.

Причина наших страданий и страхов – это как раз наша внутренняя отделённость от Божественного Духа. Это разделение между нашим умом, телом и Божественным Духом. И здесь, в Сахасрара чакре, как раз преодолевается этот барьер – барьер между духом и нашим умом, между Божественным Духом и нашей ограниченной личностью.

МАХАГАУРИ

И если мы всё-таки не остановились, не испугались, сделали решительный шаг в неизвестность, то нам откроется богиня Махагаури, цветом подобная золотому сиянию. После этой устрашающий ночи Каларатри мы погружаемся в золотое сияние. Пройдя через исчезновение нашей индивидуальности мы вновь обретаем эту нашу индивидуальность, но обретаем её уже в соединении с Божественным сознанием, абсолютным сознанием.

И если Шайлапутри – это Дэви, пока только отправляющаяся в путь, Кундалини которая начала восходить, то Махагаури – это уже Деви, которая встретилась с Господом Шивой. Это и есть соединение Кундалини Шакти и Господа Шивы как реализация в Кундалини йоге. Это достижение самадхи, когда Кундалини Шакти соединяется с Господом Шивой и наша душа соединяется с Божественным сознанием. Наступает самадхи.


Восхождение Кундалини Шакти, движение, путешествие Парвати к Господу Шиве благополучно и счастливо завершилось.


СИДДХИДАТРИ

И теперь мы поднимаемся ещё на следующий уровень. Мы говорим в Натха-йоге что у нас есть самадхи, а над этим есть еще и пустота. С одной стороны, это пустота, но, с другой стороны, из нее вечно исходит сияющий, яркий свет – Божественный свет, свет Сознания. И этот свет в начале времен принял форму Ма Сиддхидатри. То есть это изначальная Шакти – Ади Шакти. Она создала Брахму, Вишну и Шиву. И она наделила Господа Шиву духовными силами, а духовные силы это она сама.

 

Главная/Дурга/Наваратри/Навадурги и йога