Комментарий к 9 главе Деви-Махатмьям

Корень «бха» в именах Шумбха и Нишумбха означает «свет». Однако их свет не настоящий, не такой как свет Солнца. Это просто отраженный свет. Подобно тому, как Солнце представляет атму и собственный свет на астрологическом языке, Луна представляет разум и отраженный свет.

Саттва – это другое имя для ума. Буддхи – высшая функция психики. Однако буддхи – это не то же самое, что Атма. Шумбха – это ни что иное, как «асмита» (чувство «я» или «я»), псевдо-я, которое отождествляет себя с не-я (телом, умом и т.д.), тогда как Нишумбха представляет мамату (чувство «моё») или привязанность к вещам – ложное «я» цепляется за идентификацию с другими объектами.

Нишумбха – брат Шумбхи. Один непременно следует за другим. Там, где возникает это чувство «я», автоматически возникает ощущение «мое» – как расширение ложного чувства самости. Вот почему Шумбха и Нишумбха – неразлучные братья.

Другими словами, «асмита» – это ложное чувство “я” или ошибка отождествления Буддхи (Интеллекта) с Пурушей или Атманом. Хотя может показаться, что Буддхи и Пуруша идентичны, на самом деле это не так. Это можно проиллюстрировать, используя аналогию с керосиновой лампой. Если Атман – это фитиль или источник света, Буддхи – это стеклянная колба. Хотя на расстоянии, кажется, что стеклянная колба является источником света, при внимательном наблюдении обнаружится горящий фитиль как истинный источник света.

Точно так же йог, чье сознание функционирует за пределами Маномая Коша, знает, что ум не идентичен Атману, поскольку его сознание пробудилось до уровня Виджнянамайя Коши. Буддхи – это инструмент, который различает, задает вопросы, определяет, определяет и желает. Хотя Буддхи является высшей способностью человеческой психики и обладает способностью воспринимать Божественное откровение, он все еще является ограниченным отражением Сознания.

Буддхи, также как и тело, является продуктом Пракрити и, следовательно, не может быть идентичен Пуруше или Сознанию. Разум, если смотреть сквозь искажающую линзу авидьи или невежества, становится основой для ложного чувства идентичности. Эта псевдо-самость есть «асмита». В основе «асмиты» лежит ложное представление о том, что буддхи идентичен Атману. Однако остро сфокусированный саттвический Буддхи очень помогает в понимании Я или Чистого Сознания так же, как чистая стеклянная колба керосиновой лампы труба может очень хорошо пропускать свет фитиля.

Поскольку саттвический интеллект может ясно отражать свет Сознания, он также создает для йога искушение подумать, что он достиг Атмана, что он Самореализован. Саттвичный и утонченный интеллект, несомненно, очень важен для логического мышления и проницательности. Однако это не конец пути. Такое саттвическое Буддхи имеет огромное значение для преодоления тирании тамаса и раджаса. Поэтому на более ранних стадиях прославляется саттва. То, что было желательно на более ранних этапах садханы , наносит ущерб на более поздних. Теперь даже саттва является препятствием.

Если тамас можно сравнить с кирпичной стеной, а раджас – с бурными ветрами, которые бушуют в уме, то саттва подобна стеклянной стене. Можно видеть сквозь стеклянную стену, но нельзя пройти. То, что мы видим через стеклянную стену, помогает нам сделать вывод о наличии света на другой стороне. Но чтобы достичь или слиться с источником света, нужно в конечном итоге преодолеть и стеклянную стену.