МАХАНИРВАНА-ТАНТРА с комментариями Гуру Каулачарья Абхинаванатха Агхор Пира
Мы рады представить вам первый полный русскоязычный комментарий на Маханирвана-тантру.
Маханирвана была первой тантрой, переведённой на европейские языки. Думается, в этом был определенный промысел – первой была переведена наиболее актуальная для широкого круга читателей тантра.
Артур Авалон снабдил свой перевод комментарием, который был частично переведен на русский язык в русском издании Маханирваны. Данный комментарий может служить хорошей основой для изучения Маханирваны как источника по истории и теории шактизма.
Это хорошая отправная точка, но отнюдь не конечная. В наши дни растет интерес к шиваизму, шактизму и практикам левой руки, как пути личного духовного развития.
Маханирвана может служить реальным руководством для шакты в садхане и образе жизни. В связи с этим возникает потребность в таких комментариях к тантрам, которые были бы ориентированы не на академическое исследование, а на непосредственное применение в духовной практике.
В нашем комментарии мы постарались выйти за пределы объяснения терминов и раскрыть заключенные в ней с смыслы; ответить на вопрос, что Маханирвана дает для понимания нашей эпохи и пути к Освобождению в эту эпоху; дать объяснение, как философии, так и ритуальной стороны Маханирваны.
Надеемся, наш комментарий будет полезен как садхакам, так и всем интересующимся тантрической традицией.
Содержание:
Первая улласа
Парвати, обращаясь к Шиве, сокрушается об упадке ведийской дхармы, перечисляет пороки Кали-юги, просит Шиву рассказать о методах спасения для этой юги; перечисляются предыдущие юги и даются их краткие характеристики.
Вторая улласа
Провозглашается необходимость следованию пути Тантры для Кали-юги; рассказывается об Абсолюте (Высшем Брахмане) и его религиозном почитании — поклонение ему объявляется высшей и самой лёгкой формой поклонения.
Третья улласа
Рассказывается о важности медитации на Парабрахмане и её необходимости; о важности поклонения Парабрахману; описывается порядок инициации в поклонение (Брахмопасана), формы такого поклонения и практики: мантры, гимны, ньяса и т. д.
Четвертая улласа
Объявляется равносильность и одинаковая эффективность поклонения Брахману и Шакти (в форме Адья-кали; описывается природа Богини; говорится о различных типах человеческого темперамента — бхава; Кали провозглашается верховным божеством Кулачары (Тантры левой руки). В этой главе особо подчёркивается важность именно тантрической практики в Кали-югу — остальные виды поклонения признаются неэффективными.
Пятая улласа
Продолжаются описываться практики поклонения Адья-кали. Приводится тантрическая версия Сандхьяванданам практика Панчамакары.
Шестая улласа
Продолжение описания Панчамакары; описано жертвоприношение животных, хомы, другие ритулы тантры.
Седьмая улласа
Стихи с 12-го по 32а — Адья-кали-сварупа-стотра («Хвала сущностному образу Изначальной Кали»). Приводится Кали-кавача и даётся описание изготовление защитного амулета. Продолжено описание Кулы и кулачары.
Восьмая улласа
Описаны варны и ашрамы. Согласно тексту, только две ашрамы остаются действенными в Кали-юге — Грихастха и Авадхута (или Санньяса). Даётся сравнение ведийских и тантрических ритуалов; описываются Бхайрави-чакра (ритуал в Вамачаре), Таттва-чакра; утверждается необходимость именно тантрических ритуалов. Так же говорится о том, что только ритуалы подводят практика к пути духовного освобождения.
Девятая улласа
Дано описание десяти самскар; ритуал возжигания священного огня для совершения жертвоприношений в процессе выполнения самскар.
Десятая улласа
Описаны различные церемонии освящения (жилищ, садов, водоёмов, мурти божества), похоронные обряды (запрещается ритуал «сати»); описана каула-дикша; даны тантрические характеристики людей — Трибхава: пашу («связанные»), виры («герои») и дивьи («божественные»).
Одинадцатая улласа
Даётся учение о грехах и добродетелях, описываются типы греховной кармы и искупительные действия. В главе особо подчёркивается, что «каула-дхарма приводит только к страданию и греху, если неправильно ей следовать».
Двенадцатая улласа
Говорится об внешних правилах жизни тантрика: о праведной жизни; семейных отношениях; об имущественном вопросе и т. д.
Тринадцатая улласа
Прославление богини Кали. Описания мурти Богини для почитания; церемонии освящения храмов, садов, мостов, храмовых мурти (фактически являясь продолжением Х-ой главы); допустимые виды даров божеству и храму. Говорится об освобождении — что это награда тем, кто служит Божеству без ожидания награды.
Четырнадцатая улласа
Даются правила Шива-линга-пуджи; описывается церемония установки храмового Шива-лингама; практики почитания различных божеств; ошибки в процессе поклонения и способы их устранения. Говорится о важности садханы для совершающих действия ради плодов; об освобождении познанием Брахмана; о природе души дживы. Описаны типы авадхутов, основные принципы каула-дхармы, кулачары и тантриков-каул. Перечисляются благие заслуги от чтения «Маханирвана-тантры» и говорится об исключительной важности этой Тантры.