Комментарий к 1 главе Деви-Махатмьям

Разочарованный король Суратха и бизнесмен Самадхи приходят в скит Риши Медха и рассказывают им о подвигах Деви.

«Суратха» означает хорошую колесницу, т.е. здоровое тело. Писание использует метафору тела как колесницы, в которой чувства – лошади, ум — поводья, разум — возница, и душа – это царь, наслаждающийся поездкой. Поскольку здоровое тело дает человеку ощущение силы и контроля, оно изображается как кшатрий.
«Самадхи» означает умственную концентрацию на чем-то. Это может быть работа, такая как написание некоторого программного кода. Это может быть понимание чего-то интеллектуального. Это может быть концентрация на абстрактной идее. Возможно, это восприятие некоторой тонкой энергии. Это может быть единство с Божественным. Что бы это ни было, каждый хочет что-то взамен, когда фокусируется. Поэтому самадхи изображено как бизнесмен.
Здоровое тело и сосредоточенный ум приносят много наград и дарят счастье. Но только они никогда не делают человека навсегда счастливым, поскольку счастье и грусть сменяют друг друга, образуют цикл. Вот почему Суратха и Самадхи, которые раньше наслаждались огромным успехом, затем терпят неудачи и приходят к Риши Медхе.

Медха означает интеллект и мудрость. Поскольку целью интеллекта является информирование и руководство, оно изображается как брахман и риши. Когда тело и разум умело руководятся интеллектом, можно начать путь к Освобождению!

Первая история, рассказанная Риши, касается убийства Мадху и Кайтабхи. Мадху означает мед. Кайтабха обозначает пчелу. Мед и пчела символизируют плоды этого мира и стремление к ним. Эти демоны стоят той частью нашего ума , которая привлекает нас к различным вещам в этом мире и заставляет нас добывать их. Пчелы накапливают мёд посредством большой тяжелой работы и, в конце концов, могут и не наслаждаться им. Точно так же мы посредством тяжелой работы накапливаем успех, славу, дома, автомобили, супруга, детей, друзей, семью и т. д.

Вишну, проснувшись ото сна и сражаясь с демонами, означает саттва-гуну внутри человека, которая пробуждается и ведет к садхане. Это начало самоисследования. Человек преодолевает лень, преодолевает привязанность к материальным вещам и начинает думать о Боге, своей подлинной Сущности и духовном прогрессе. Это первый шаг в духовной садхане, то есть в долгом пути к просветлению.

В этой истории Дэви выступает как Махакали, которая является силой, мощью и властью изначальной космической энергии Божественной Матери. Чтобы выйти из состояния сна и самоуспокоенности и начать серьезную садхану, нужны эта сила и мощь.

Следующие 12 глав описывают различные этапы и препятствия, которые необходимо пройти, на пути к освобождению.

Первая история Деви Махатмьи изображает Деви в Ее универсальной форме как Шакти. Здесь Деви занимает центральное место в мировом порядке и является ключом к творению; Она — сила, вызывающая глубокий сон Нараяны в водах космического океана до сотворения Вселенной, которая проходит непрерывный цикл проявления, разрушения и повторного проявления. Вишну проявляется как всепроникающий Нараяна и погружается в глубокий сон на Ади Шеше. Два демона, Мадху и Кайтабха, возникают как мыслеформы из спящего тела Вишну и стремятся победить Брахму, который готовится создать Вселенную, начать следующий космический цикл. Брахма воспевает гимн Великой Богине, прося Ее выйти из Вишну, чтобы он мог пробудиться и убить демонов. Деви соглашается уйти, а Вишну пробуждается и побеждает демонов. Здесь Деви служит действующим началом, которое позволяет воссоздать Вселенную.

Космическая драма начинается снова.