Бхагавад-Гита и йога

Главная/Бхагавад-Гита/Бхагавад-Гита и йога


dhṛtarāṣṭra uvāca:
dharmakṣetre kurukṣetre samavetā yuyutsavaḥ |
māmakāḥ pāṇḍavāścaiva kimakurvata saṃjaya ||

Дхритараштра сказал:
Что свершали – скажи, Санджая, – сыновья мои и Пандавы,
ради битвы сойдясь на поле Курукшетры, на поле дхармы?

Глава1 Йога отчаяния Арджуны Стих 1 (Перевод В.С. Семенцова)

॥ oṁ śiv gorakṣa yogī ॥

Бхагавад-Гита и йога

dharmakṣetre kurukṣetre так начинается Бхагавад-Гита. «На поле дхармы, на поле Куру». Итак, нам надо выяснить о каком поле идет речь и что подразумевается под дхармой в данном случае. Поле – это тело. Об этом ясно говорится в самой Гите, в тринадцатой главе, первом стихе:

śrībhagavānuvāca: idaṃ śarīraṃ kaunteya kṣetramityabhidhīyate |
etadyo vetti taṃ prāhuḥ kṣetrajña iti tadvidaḥ ||

Благой Господь сказал: Это тело твое, сын Кунти, именуется поле – «кшетра»; познающий его есть «кшетраджня» – таково наставление мудрых. На этом поле исполняется дхарма. Дхарма – это нравственный закон. То есть наше тело – это поле, на котором мы осуществляем нравственные добродетели. Йогическая практика – это исполнение нравственного закона. Посредством йоги мы можем сами достичь Освобождения и помочь другим его достичь. Если мы сами ничего не достигли, то как же можем помочь другим в достижении? Йога дает возможность спасти не только душу, но и тело.

Ведантисты говорят только об освобождении души, а Махайоги Горакшанатх учит и о бессмертии тела, о его преображении. Он сам достиг бессмертия в преображенном теле и пребывает в нашем материальном мире. Он всегда видит и слышит того, кто с верой обращается к нему. Успех в йоге возможен, только благодаря его присутствию и личным отношениям с ним как с Учителем и воплощенным Господом Шивой. Горакшанатх показывает нам самую прекрасную и в то же время самую близкую нам форму Шивы. Если нет милости Горакшанатха, то йога – лишь гимнастика, пустой сосуд без наполнения.

На поле Куру Господь Кришна явил свою славу, показав Вселенскую форму. Мы уже говорили, что Кришна – это Параматма, Сверхдуша. Это значит, что в результате йогической практики Параматма должна проявится в нашем теле во всей своей славе. Бхагавад-Гита – Божественная песнь, поэтому всё в ней надо пониматьдуховно. В первых же стихах мы встречаемся с двумя персонажами: Дхритараштрой и Санджаей, Дхритараштра спрашивает, а Санджая отвечает. Дхритараштра – это наш ум. Дхритараштра дословно означает «могущественный царь». Действительно, ум управляет нашими органами чувств и действий. Однако Дхритараштра слеп. Это значит, что наш ум ослеплен иллюзией. В таком состоянии он не способен видеть духовное, а видит только мирское. Однако в нем всё-таки, по милости Господа и Матери, проявляется желание узнать нечто большее. В нем появляется понимание ограниченности сансарического существования и желание преодолеть эту ограниченность.

Сколь бы не был ослеплен ум человека, но и при всей слабости этого ума, человек осознает, что стоит на краю могилы. Поэтому Дхитараштра задает вопрос о йоге, то есть о пути к бессмертию. Дхритараштра спрашивает Санджаю. Санджая означает: «Победа». Санджая – это внутреннее духовное зрение, которое одерживает победу над неведением и заблуждениями. Оно способно видеть подлинную Реальность. И мы, как Натхи, должны сказать, что в Горакшанатхе в полноте явлена подлинная Реальность.

Na brahmā vishnu-rudrau na surapati-surāh naiva prithwī na cāpah Naivāgnirnāpi vāyur na ca gaganatalam no diśo naiva kālah No vedā naiva yajnā na ca ravi-śaśinau no vidhir naiva kalpah Swa-jyotih satyam ekam jayati tava padam saccidānanda-murte.

«Нет отдельного существования Брахмы, Вишну, Рудры и других Божеств. Нет и какого-либо существования земли, воды, огня, воздуха или пространства. Времени и направлений пространства не существуют. Веды и яджни, Солнце и Луна, космические законы и мировые циклы — всё это отсутствует. О, Ты (Горакшанатх), открывший себя как чистое и совершенное Бытие-Сознание-Блаженство! Только Твоя истинная Сущность одна сияет как единственная самосветящаяся Абсолютная Реальность!»

(Сиддха-сиддханта-паддхати)

Дхритараштра спрашивает: Что свершали – скажи, Санджая, – сыновья мои и Пандавы, ради битвы сойдясь на поле Курукшетры, на поле дхармы? Дхритараштра задает Санджае вопрос о сражении на поле Куру. Это сражение представляет йогические процессы, которые протекают в теле человека во время садханы.

Наше тело состоит из пяти элементов, поэтому на поле Куру находятся пять Пандавов: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева. Юдхиштхира – это пространство. Он остается неподвижным во время битвы потому, что пространство неподвижно. Бхима – это воздух, в человеке – прана. Арджуна – огонь, в человеке – огонь пищеварения. Накула – вода, в человеке – кровь. Сахадева – земля, в человеке – плоть, ткани организма. В следующих упадешах мы еще поговорим и о Пандавах, и о Кауравах, а на сегодня завершим.

ДЖАЯ МА КАЛИ!

Главная/Бхагавад-Гита/Бхагавад-Гита и йога