Комментарий к 11 главе Деви-Махатмьям

В конце 11-я глава («Наарааяни стути») описывает, как Боги молятся Божественной Матери после убийства всех демонов. Oни обращаются к Ней “Нараяни”. Это соответствует различию между Нараяной и Вишну, которые мы поддерживаем.

Вишну является одним из Тримурти. Он соответствует саттва гуне и поддерживает Вселенную. Нараяна стоит выше гун. Он является Парама Пурушей и тождественен Самба Садашиве – Единому с Матерью Шиве.

Когда мы говорим о Сущности, которая находится за пределами атрибутов, бессмысленно спорить об имени. В конце концов, имя тоже является атрибутом. Хотя мудрецы и пророки дали разные имена Парама Пуруше, эти имена, по сути, отражают характер пути, по которому эти люди шли к познанию Парама Пуруши – Верховного Господа, природа которого выходит за рамки имен и атрибутов.

Суть в том, что над Тримурти (Брахма, Вишну и Шива) находится Парама Пуруша. Если мы назовем его Нараяна, то Нараяни – это Его Шакти, и Она является первопричиной всего творения. Нараяни неотделима от Нараяны и Нараяна неотделим от Нараяни. Нараяни – энергия Нараяны. Не представляйте Нараяну и Нараяни как отдельные формы. Фактически, у них не только нет двух отдельных форм, у них вообще нет даже одной формы! Нараяна и Наряни превосходят все формы. Но, то же время, они пребывают во всех формах, как их сердце, как их сущность.

Они – в каждой вещи, но ни одна вещь не может ограничить их. Они к нам близко, но мы пока от них далеко…