Бхагавад-Гита. Дхарма и Адхарма

Бхагавад-Гита. Дхарма и Адхарма

Главная/Бхагавад-Гита/Бхагавад-Гита. Дхарма и Адхарма

asmākaṃ tu viśiṣṭā ye tānnibodha dvij’ ottama |
nāyakā mama sainyasya saṃjñ’ ārthaṃ tānbravīmi te || 7 ||
bhavānbhīṣmaśca karṇaśca kṛpaśca samitiṃjayaḥ |
aśvatthāmā vikaraṇaśca saumadattir jayadrathaḥ || 8 ||
anye ca bahavaḥ śūrā madarthe tyaktajīvitāḥ |
nānāśastrapraharaṇāḥ sarve yuddhaviśāradāḥ || 9 ||
aparyāptaṃ tadasmākaṃ balaṃ bhīṣm’ ābhirakṣitam |
paryāptaṃ tvidameteṣāṃ balaṃ bhīm’ ābhirakṣitam || 10 ||
ayaneṣu ca sarveṣu yathābhāgamavasthitāḥ |
bhīṣmamevābhirakṣantu bhavantaḥ sarva eva hi || 11 ||

А вот лучшие среди наших, знай о них, о дваждырожденный;
их назвав, я тебе перечислю предводителей нашей рати.
Это ты, учитель, и Бхишма, Карна, Крипа непобедимый,
и Викарна, и Ашваттхаман, и прославленный сын Сомадатты.
И других здесь немало героев, для меня не щадящих жизни:
они опытны в ратном деле, всевозможным владеют оружьем.
Пусть же каждый боец в нашей рати,
где б ему ни пришлось сражаться,
помнит прежде всего о Бхишме,
пусть он Бхишму всегда охраняет
.

глава 1, стихи 7-11

«Поле битвы – сердце человека». Ф.М. Достоевский

Итак, в нашей душе развертывается война Дхармы с Адхармой. Мы поговрили об армии Дхармы, армии йоги. Ей противостоит армия Адхармы – армия эгоизма и греховного образа жизни.

Во главе ее стоит князь Дурьодхана. Дурьодхана – это страсти низкие и порочные: гордость, зависть, ненависть и себялюбие. Дурьодхана направляется к своему учителю Дроначарье. Дроначарья – это обывательское мышление, мирской ум, стремящийся к материальным благам и не желающий практиковать йогу. Дурьодхана обращается к нему, чтобы он дал ему описание реальности с эгоистической точки зрения, под углом стремления к наживе и чувственным наслаждениям.

Все органы чувств представляют в этой внутренней войне армии отрицательной стороны , потому что через органы чувств приходят чувственные удовольствия и привязанность к ним. Князь Дурьодхана (порочные страсти), будучи генералом негативной стороны, оценивает силу своей армии. По мнению Дурьодханы, в его армии собраны опытные воины и непобедимые герои: Бхишма – страх; Кама – стремление к чувственным наслаждениям; «Крипа непобедимый» – конформизм, желание «быть как все», «чтобы все было как у людей». Ашваттхаман – фантазии о «красивой жизни» и мирские мечты. Викарна – отсутствие веры во что бы то ни было. Сомадатта – постоянные сомнения и колебания в вопросах духовной жизни. Джаядратха – кураж и смелость, когда речь идет о греховных поступках. Все они действительно опытны в духовной войне и легко могут найти оправдания для самых подлых и жестоких поступков. Они хорошо владеют оружием софистических аргументов. Они не щадят жизни для удовлетворения греховных страстей – под их влиянием человек готов принимать самые рискованные и опрометчивые решения.

Армия Дурьодханы в самом деле сильна! Как часто она одерживает победу в умах и сердцах людей! «Пусть же каждый боец в нашей рати, где б ему ни пришлось сражаться, помнит прежде всего о Бхишме (страхе)…». Великая сила Адхармы защищена страхом. Под влиянием страха за свою жизнь и благополучие человек готов забыть о любых нравственных принципах и предать всех и всё. Много ли найдется тех, кого нельзя ни подкупить, ни запугать? Таковы две армии, собравшиеся для битвы на поле Курукшетра. Под чьи знамена мы встанем?

Главная/Бхагавад-Гита/Бхагавад-Гита. Дхарма и Адхарма