Комментарий к 5 главе Деви-Махатмьям

Деви-Махатмья дает нам точное описание природы Божественной Матери. Речь идет о Высшей Шакти, которая является источником всех форм Дэви. В различных традициях Ее называют Кали, Дургой, Лалитой или Махалакшми. Имя не имеет большого значения. Суть в том, что Она – Мула Пракрити, коренная природа всего проявленного. Она – сила, которая управляет всем во Вселенной.

Пятая глава содержит один из важнейших гимнов, описывающих Богиню, Дэви-суктам. В предыдущей (4-ой) главе Дэви, убив демона Махишасуру, обещает Богам, что Она поможет им, если они будут страдать и в будущем.

Через некоторое время два брата-асура, Шумбха и Нишумбха, терроризирующих три мира, узурпируют полномочия и силы Сурьи, Куберы, Ямы, Варуны, Агни, Вайю и других Богов и утверждают себя на их месте. Эти Боги, потерпев поражение и потеряв силу, авторитет и честь, вспоминают об обещании, данном Дэви. Они решают помолиться и попросить Ее помощи и избавлении от бедствий. С этой целью они прибывают в Гималаи. Собравшись там, они начинают восхвалять Ее.

Это самый принципиально важный гимн Деви-Махатмьи, он обладает большой магической силой, его называют тантрической Дэви-суктой – «тантроктам дэви суктам» – тантрическим гимном Богине. Главный гимн Богине в Ведах тоже называется Дэви-сукта, или еще Вак-Дэви сукта или «Гимн Богине речи», а это тантрическая Дэви-сукта. То есть, гимн обращается к глубинной природе Шакти как Первооснове, проявляющейся во всем.

Помимо того, что Деви-Махатмья является мантрическим текстом, он также считается эзотерическим текстом йога-шастры. Философия санкхьи говорит нам о Пракрити, состоящей из трех гун. Согласно этой точке зрения, Пракрити (Природа) является материальной основой мира.

Хотя Деви-Махатмья принимает концепцию санкхьяиков, ее взгляд на Пракрити уникален тем, что он описывает сам материальный мир как

высший, Божественный, отождествляя его с Самой Богиней. Несмотря на некоторые различия, тантрическая концепция Шивы и Шакти похожа на концепцию Пуруши и Пракрити в Санкхье, или Брахмана и Майи в адвайта-веданте.

Согласно представлениям санкхьи, Пуруша неподвижен, а Пракрити постоянно движется, меняется. Пракрити продуктивна, благодаря гунам, представляющих собой три способа существования и являющихся относительно объективными фундаментальными составляющими опыта.

Пракрити состоит из трех гун или качеств: саттвы, раджаса и тамаса.

Саттва характеризуется блеском, знанием, невозмутимостью и легкостью.

Раджас характеризуется движением, динамизмом, амбициями, привязанностью и реактивностью или рагой (страстью).

Тамас характеризуется невежеством, заблуждением и инерцией, силой сопротивления.

Весь проявленный мир подвержен влиянию трех гун. На уровне Мула Пракрити (первоначального состояния Пракрити перед началом творения) три гуны находятся в равновесии. В тот момент, когда Шива (Пуруша) бросает взгляд на Шакти (Пракрити), Она приходит в волнение, потому что это взгляд Ее возлюбленного. Когда Шакти взволнована и возбуждена, Гуны выходят из равновесия, что приводит к непрерывному циклу изменений или эволюции. Любовь – источник всего космического процесса.