Комментарий к 10 главе Деви-Махатмьям

Шумбха и Нишумбха – неразлучные братья. Если Шумбха – это «асмита», ложное чувство «я», то Нишумбха – это «маматва» или «мамата», ложное чувство «моего, своего». Нишумбха так же дорог Шумбхе, как и сама жизнь, потому что идентичность «асмита», ложное чувство самости, определяется его привязанностью (мамата) к телу, разуму, имуществу, семейным и социальным ролям, групповой принадлежности, самоидентификации , убеждениям и другим объектам привязанности (упадхи).

Упадхи – это определяющий атрибут, ограничивающая идентичность, некая подмена – все, что может быть ошибочно принято за что-то другое. Таким образом, в то время как Шумбха представляет субъективное осознание эго, Нишумбха представляет привязанность ко всем ее объективным атрибутам. Последовательность битвы Деви с братьями асурами – это внутренний конфликт между безграничным Я, с одной стороны, и ограниченным чувством себя или ограниченным чувством идентичности. Будучи неразрывно связанными, сражаются два брата демонов – «Асмита» и «Маматва». Один поднимается, когда другой падет сраженным .

Если это не «Я», это «Мой». Если речь идет не о «Я», то о «Моих»: детях, супруге, семье, стране или религии. Но, в конечном счете, все эти идентичности иллюзорны.

Как уже объяснялось ранее, хотя может показаться, что буддхи (интеллект) и пуруша (подлинное Я) идентичны, в действительности это не так. Подлинное Я (Атман) – это не то же самое, что не-Я (Анатман). Ум тело – всё, чем мы (как нам кажется) обладаем – это Анатман, не-Я . Именно невежество (авидья) порождает ошибочное представление о том, что не-я тождественно «я».

Авидья настолько могущественна, проницательна и тонка, что является корнем всех других клеш (омрачений) сознания. Именно авидья заставляет нас ошибочно принимать наш интеллект, эмоции и тело за Атман. Все эти явления ошибочно принимаются за реальность. Когда приходит понимание этого, Нишумбха, несмотря на все его кажущееся величие, оказывается поверженным на землю. Тем не менее, он восстает в ярости, как монстр с десятью тысячами рук, обозначающими отчаянное схватывание или цепляние за бесчисленные фрагменты всего, что человек считает своим, за бесчисленные представления о «моем», поддерживающие ощущение отдельного «я».

Это цепляние служит только для отделения нас от Бесконечного. Эта отчаянная инстинктивная попытка ограниченного я или эго-осознания ухватиться за существование и есть последняя клеша – Абхинивеша. Абхинивеша – это наиболее фундаментальная привязанность – привязанность к жизни, которой инстинктивно обладают все живые существа. Она проявляется как страх смерти своего обособленного существования, как страх смерти своей индивидуальности. Этот страх отчаянно цепляется за бесчисленные фрагменты не-Я, пытаясь их сохранить, пытаясь собрать из них ложное эго. Все это происходит из-за неверного отождествления себя с постоянно меняющейся пракрити или материальной природой.

Это отождествление может быть побеждено только силой Богини.