Комментарий к 2-4 главам Деви-Махатмьям

Первая чарита Сапташати посвящена тому, как личность человека, поглощенная тамасом, проявляется как иллюзии материального мира, лень и самодовольство. Когда убиты внутренние Мадху и Кайтабха, человек преодолевает влечение к материальным вещам, перестает преследовать их, подобно пчеле. Тогда начинается духовное путешествие.

Вторая чарита (главы 2-4) посвящена следующей стадии – раджасу. Тамас являет тьму, а саттва – ясность и свет, но оба они стабильны. В отличие от этого, раджас нестабилен и являет изменение, течение, движение и игру света и тьмы.

Когда личность в основном наполнена раджасом, человек больше не находится в полной темноте. Другими словами, человек не обманывается физическим миром и не гонится за его объектами. Человек преодолевает лень и самоуспокоенность и страстно выполняет много садханы. Однако он может стать жертвой Гордости и ее соратников! Одно смирение заменяет все добродетели, а одна гордость заменяет все грехи!

Бык символизирует силу и совершенство. Например, наравришабха буквально означает «бык среди людей» и обычно используется для обозначения превосходного и способного человека. Как и бык, буйвол также символизирует силу и превосходство, но с некоторой гордостью.

Когда духовный искатель участвует в различных практиках, возникает гордость. Можно превозноситься, думая о себе, своем Гуру, своем пути, своем уровне садханы, своем духовном опыте, своей особой цели / миссии в жизни и т. Д. Убийство этого демона символизирует преодоление гордости и самомнения.

Когда Махиша забрал то, что принадлежало Индре, Варуне и другим Богам, Деваты пожаловалисьТримурти. Все они испустили свои энергии, соединили их и образовали Божественную Мать Дургу. Например, из энергии Вишну были созданы Ее плечи. Из энергии Агни пришли Ее 3 глаза. Из Луны созданы Ее груди.

Это не значит, что Она раньше не существовала и была «создана» ими. Божественная Мать существовала вечно как энергия, которая была внутри Высшего Космического Существа и вдохновляла Его. Различные аспекты Ее бесконечной энергии фактически создали различных Божеств. Например, Вишну, который поддерживает дхарму, пришел из Ее плеч. Агни, который дает ясное видение, вышел из Ее глаз.

Когда эта Великая Владычица, восстановленная всеми Деватами путем объединения своих энергий, пошла сражаться с Махишей, он послал Ей навстречу своих полководцев. Они пришли с миллионами воинов и сражались с Ней. Вот что означают эти полководцы:

(1) Чикшура – вариация сложного слова чит + кшура = читкшура. Оно означает неполное или искаженное знание.

(2) Чамара – опахало. Символизирует отсутствие твердости и сосредоточенности на садхане, пренебрежение ею в пользу комфорта.

(3) Удагра – возвышение. Символизирует чувство превосходства и надменность.

(4) Махахану – выдающаяся челюсть. Большие челюсти используются животными, чтобы пожирать других животных. Означает жадность и обман при достижении своих целей.

(5) Асилома – ощетинившийся ножами. Означает эгоизм и безразличие к благу других.

(6) Башкала – вариация Вашкалы. «Вашк» означает «идти». Символизирует переменчивость и непостоянство.

(7) Париварита – Находящийся в окружении других. Символизирует желание иметь много последователей и сторонников.

(8) Бидала – злобно выбрасывающий яд. Символизирует склонность оскорблять и унижать других.

Когда человек горд, вышеперечисленные качества могут укорениться в нем. Они, в свою очередь, делают человека еще более гордым и погруженным в себя.

Деви уничтожила этих полководцев и их армии, а затем сразилась с самим Махишей. Всякий раз, когда Она собиралась отрезать ему голову, он избегал этого, изменяя форму, сначала на льва, затем на человека, затем на слона, а затем снова на буйвола. Она наконец убила его. Тогда все Божества восхваляли Ее превосходные качества, и Она благословляла их.

Когда кто-то пытается преодолеть гордость (то есть, Божественная Мать собирается убить Махишу), гордость приобретает множество форм. Например, садхака может гордиться своим гуру, путем, садханой и опытом. Затем, он может гордиться чем-то другим. Можно даже гордиться осознанием своей гордости! Так трудно полностью преодолеть свою гордость… Чтобы избежать смерти она приобретает разные формы! Несмотря на разнообразие форм, это один и тот же Махишасура (демон гордости). Полностью преодолеть гордость и предаться Божеству очень трудно. Для этого требуется, чтобы раджас был полностью подчинен саттве. Однако, и это не окончательная стадия духовного роста.

Если тамас и раджас коренятся в физическом и ментальном планах, то саттва коренится в духовном плане (душе), и преодолеть его еще сложнее. Об этом говорится в Уттама-чаритре (3-й чарите).