Комментарий к 7 главе Деви-Махатмьям

В этой главе мы встречаемся с Богиней Чамундой.

Чамунда- это особая форма Матери Кали, которую Она приняла, чтобы убить двух демонов, Чанду и Мунду, о символизме которых мы говорили в прошлый раз. В весьма разнообразной традиции поклонения Богине в шактизме Кали стоит на одной стороне, а Трипурасундари –на другой, а все остальные Богини занимают место между этими двумя крайними точками спектра. Соответственно, две основные школы шактизма – это Шри Видья и Кали Кула. В то время как Кали представляет свирепый (Угра) аспект Божественного, Шри представляет мирный (Шанта) аспект. В то время как Кали является воплощением отрешенности и отречения, Шри являет изобилие и полноту.

Различие очевидно даже в ритуалах поклонения Им. Кали лучше всего поклоняться ночью новолуния, тогда как Шри традиционно поклоняются ночью полнолуния. Путь Кали ведет человека к конечной цели –Маханирване, освобождая его от страха и других человеческих слабостей, часто весьма жесткими способами. Путь Шри ведет к той же конечной цели, медленно снимая слои невежества, которые связывают человека и привязывают его к сансаре.

Несмотря на столь большие различия в именах, формах и действиях двух Богинь, а также в процессе поклонения им, Кали и Лалита являются всего лишь двумя лицами одной и той же Божественной Матери – Высшей Реальности и подлинной сущности Вселенной. Это лучше всего представлено в иконографии Богини РактаЧамунды. РактаЧамунда отличается от обычного образа Чамунды как свирепой и ужасающей Богини.Несмотря на то, что РактаЧамунда является особым проявлением Кали, Она имеет внешность и атрибуты, совпадающие с внешностью и атрибутами Лалиты.

Согласно описанию, данному в «Прапанчасаре», Богиня имеет красный цвет лица, носит желтую одежду и полумесяц в качестве украшения на голове. У Нее две руки, в которых находится лук из сахарного тростника и стрела, обозначающая желания и разум. Далее в тексте говорится, что Она улыбается, имеет красивый пупок и является разрушителем врагов.

Текст, таким образом, показывает и мирный и воинственный аспекты Богини. Изображение, представленное здесь, раскрывает заключенные в Ней противоположности, показывая воинственный аспект Богини через Ее серьезные и строгие черты лица, и темный фон, в то время как мирный аспект показан через Ее расслабленную позу («сукхасана»), красный цвет тела (ассоциирующийся со Шри) и спокойное выражение лица.

РактаЧамунда– прекрасная Богиня, которая все еще воинственна и являет свою идентичность с Кали, в то время как цвет Ее тела, а также предметы, находящиеся в Ее руках, обозначают Е

е идентичность со Шри. Таким образом, Она является и «Чамундой, имеющеей красный цвет», и «Шри, имеющей имя Чамунды».