Комментарий к 8 главе Деви-Махатмьям

Рактабиджа – это демон с особыми способностями. Если капля крови упадет с его тела на землю, из нее родится еще один демон, и он (уже с момента рождения) будет того же размера, возраста и силы, что и первоначальный Рактабиджа. Когда Вайшнави, Махешвари, Аиндри и другие Матери ранили Рактабиджу в битве, рождались все новые и новые демоны, и все Боги были этим напуганы. Тогда Кали выпила всю кровь Рактабиджи, вытекавшую из ран. В конце концов, у Рактабиджи иссякла кровь и он умер.

Слово «ракта» означает кровь. Другое значение – «желание / страсть». На самом деле оба значения связаны, и слово происходит от корня ranj / rang, что означает «раскрашивать». Конечно, и в нашей астрологии Луна является сигнификатором ракта дхату (крови), и она также является каракой для желаний.

Рактабиджа означает «семя желания». Рактабиджа, сражающийся с Богами, символизирует страсти, стремящиеся одержать победу над нашим здравым

смыслом и добрыми качествами. Каждый человек – это микрокосм , отражающий в себе макрокосм, которым является вселенная. Все Деваты обитают в нас как различные благие качества, и все демоны живут в нас как различные пагубные качества. Когда мы побеждены страстями низкими и порочными и совершаем дурные поступки, наш внутренний Рактабиджа побеждает Богов внутри нас.

Дело в том, что от желаний трудно избавиться. Вы избавляетесь от одного желания, а другое желание рождается. Вот что означает особая способность Рактабиджи. «Семя желаний» внутри нас будет продолжать производить все больше и больше желаний. Невозможно избавиться от желания просто удовлетворяя его.

Тогда как Кали смогла уничтожить Рактабиджу? И почему именно Кали была избрана для этого, а не Вайшнави, Нарасимхи или Аиндри?

В астрологии мы связываем Махакалу и Махакали с Сатурном. Кали являет вайрагью: отречение и отрешенность. Она носит гирлянду из черепов, символизирующую, что существует бесконечный цикл (гирлянда) рождений, через которые проходит материальная форма (череп). Нагота Кали показывает, что ключ к выходу из этого сансарического цикла – это вайрагья. Гирлянда из черепов, которую Она носит, показывает, что высочайший и спасительный уровень вайрагьи приходит с глубоким пониманием цикла материальных форм.

Чтобы полностью уничтожить «семя желаний», чтобы не иметь больше закабаляющих душу страстей, нужно посредством садханы обрести отречение и отрешенность. Когда достигнуто глубокое понимание и непосредственное переживание высшей Реальности, стоящей за миром материальных форм, уничтожаются семена страстей. Но для такого достижения этого нам потребуются именно сатурнианские качества — настойчивость и готовность много трудиться.