Мантры. Общие сведения по теории звука.

Главная/Мантры. Общие сведения по теории звука.

Мантры. Общие сведения по теории звука.

Мантры не являются конвенциальными знаками. Мантры являются символами определенных материальных и духовных объектов, с которыми у них существует сущностная связь. Мантры составлены из фонем. Совокупность фонем и соответствующих им букв санскритского алфавита представляют собой Божественную энергию (shakti). Отдельные фонемы/буквы представляют различные виды и проявления этой энергии. Кшемараджа пишет, цитируя  трактат Тантрасадбхава (ṭantrasadbhāva)«О дорогой, все мантры состоят из букв. Эти буквы являются формой шакти. Эта шакти должна быть известна как матрика (mātṝikā). Матрика должна быть известна как сама форма Шивы». Согласные представляют энергии Абсолютного сознания, а гласные – энергии, образующие вселенную. Абсолютное сознание имеет пять энергий: энергия сознания – cit, энергия блаженства – ānanda ,  энергия воли – iccha, энергия знания — jñāna и энергия действия – kriyā. Этим энергиям соответствуют буквы санскритского алфавита, с которых начинаются соответствующие санскритские термины или буквы, образующиеся по правилам санскритской грамматики при соединении этих букв друг с другом и с другими буквами. Причем краткие буквы i и u соответствуют akṣhubdha (спокойному) состоянию энергий воли и знания, т.е. состоянию в котором они не направлены на объекты феноменального мира. Долгие буквы  ī и ū – соответствуют kṣhubdha (возбужденному) состоянию соответствующих энергий, т.е. энергиям, направленным на объекты творимого мира.

Например,

a – cit-shakti энергия сознания, высшая энергия. С буквы а начинается слово  anuttara – высший.

— ānanda-shakti энергия блаженства. Слово ānanda – блаженство начинается с долгой A.

i – iccha-shakti – энергия воли в состоянии akṣhubdha, т.е. воля творить мир, не направленная еще на конкретные объекты. Слово iccha – воля начинается с короткой i.

ī – ichchha-shakti  в состоянии kṣhubdha, т.е. энергия воли как энергия власти над конкретными объектами. С долгой ī начинается слово īshana – власть, господство.

u – jñāna-shakti – энергия знания в состоянии akṣhubdha. Cлово unmesha  – интровертивное  проявление знания начинается с короткой i.

ū  kṣhubdha jñānashakti – энергия знания в состоянии kṣhubdha. Слово ūrdhvāshryana – тенденция к экстроверсии, начинается с долгой ū.

о = a + u  kriyā-shakti – энергия действия. Соединение букв a и u (символизирующих энергию блаженства и энергию знания) по правилам санскритской грамматики дает букву о.

Соответствие согласных и символизируемых ими энергий устанавливается соответствием  места этих энергий в последовательности проявления и места букв в обычном порядке санскритского алфавита.  Т.о. обычный порядок букв (mātṝikā) соответствует творению Вселенной, движению от Абсолютного сознания к индивидуальному, от Бога к человеку. Кроме этого, существует порядок букв (mālini), в котором согласные чередуются с гласными. Этот порядок символизирует обратный процесс – соединение Божественных энергий с человеческими, движение от индивидуального сознания к Абсолютному.

В Чхандогья упанишаде различные виды звуков рассматриваются как воплощения божеств: «Все гласные звуки – воплощения Индры, все свистящие – воплощения Праджапати, все согласные – воплощения смерти» (II.22.23).

Обратимся теперь к теории речи в кашмирском шиваизме. Согласно этой теории существует четыре уровня речи.

Паравак (рarāvāc)  – высшая речь – мышление личного Бога (Ишвары). Это Божественное Слово. Оно есть сила (шакти) Абсолюта (Парама-Шивы). Мышление Бога содержит идеи всех вещей.

Пашьянти (pashyantī– уровень непосредственного восприятия. Включает непосредственное восприятие индивидуальным субъектом как материальных так и духовных объектов. На этом уровне действует чувственная и мистическая интуиция. Это дорефлексивный, додискурсивный уровень, предшествующий  рациональному мышлению. Он сравнивается с инстинктивным поведением у животных.  Пашьянти реализуется в человеке посредством «инстинктивного ума» — манаса. Манас — это то, что выделяет определенную группу ощущений из их массы и рисует в себе определенный образ. Манас  непрерывно занят созданием или выделением образов, по мере того, как чувства дают информацию, относящуюся к внешнему миру. В определенном смысле манас является аналогом чувственности Канта. На этом уровне вещь (rūpa) и имя (nāma)  тождественны. Восприятие вещи, в кашмирском шиваизме это и есть сама вещь (аналогично берклианскому esse est percipi). Вещь состоит из пяти стихий (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Но эти стихии представляют собой сочетание в определенных пропорциях элементов ощущений (звукового, осязательного, зрительного, вкусового и обонятельного).  Пашьянти – это уровень, где трансцендентное встречается с имманентным, Божественные энергии встречаются с человеческими, ограниченными энергиями. Эта встреча и образует ощущаемую нами эмпирическую реальность.

Мадхьяма (madhyamā) – промежуточная речь, внутренний дискурс. На этом уровне образуются понятия и осуществляется мыслительная деятельность.  Образование мадхьямы осуществляется в человеке посредство буддхи – «интеллекта». Работу буддхи можно пояснить на следующем классическом  примере.  Если манас сформировал образ коровы, человек не может думать и говорить о ней как о корове. Прежде чем человек сможет говорить так о вновь отождествленном образе, он не только должен сравнить его с другими коровами, которых он видел в своем предыдущем личном опыте, но также должен подвести его под вид коровы. Но где он возьмет эту видовую идею? Он, вероятно, не воспринимал где-либо корову как вид. Он знал только отдельных, индивидуальных коров. Он должен, следовательно, иметь стандарт сравнения, который содержит это безличное представление о виде. Только посредством сравнения с этим стандартом человек способен сделать суждение, что это есть корова. Это сравнение с таким стандартом является четвертой операцией в процессе мышления и высказывания об объекте восприятия как о корове, а не о лошади или о собаке. Способность человека оперировать общими понятиями есть проявление в ограниченной форме Божественных идей (родовых и видовых).

Вайкхари  (vaikharī) – произнесенная, артикулированная  речь. Речь  как вибрация воздуха. Речь, состоящая из произнесенных слов, которые в свою очередь состоят из фонем — варн. На этом уровне слова и обозначаемые ими объекты  разделены. В процессе творения этому уровню соответствует творение чувственно воспринимаемых объектов.

Каждый последующий уровень речи происходит из предыдущего, является его эманацией. Возможен и обратный процесс –  трансформация нижестоящего уровня в вышестоящий. Корневая мантра (муламантра) содержит имя Бога (как абсолютного сознания и его энергии) или частного его проявления – отдельного божества. Посредством повторения мантры на уровне вайкхари можно перейти к уровню мадхьямы, а затем – пашьянти и паравак. Поскольку на высших уровнях имя и объект едины, посредством практики мантра-йоги можно достичь соединения с божеством.

Различные уровни речи, согласно агамической традиции, воплощаются в теле: пашьянти  в районе солнечного сплетения (манипура), мадхьяма – в районе сердца (анахата), вайкхари —  в районе горла (вишуддха).

Главная/Мантры. Общие сведения по теории звука.